Белорусский автомобильный завод был создан в 1958 году в поселке Жодино под Минском на базе завода мелиоративных и дорожных машин,
построенного еще в 1947 году. Его специализацией стали тяжелые карьерные самосвалы с цельнометаллическим кузовом и задней разгрузкой.
Первым производителем карьерных самосвалов в Советском Союзе был Минский автомобильный завод, где в 1950 году был создан 25-тонный
самосвал МАЗ-525, а в 1957 году - 3-х осный вариант МАЗ-530 грузоподъемностью 40т. МАЗ-525 стал первой машиной, которая была
собрана на Белорусском автомобильном заводе 6 ноября 1958 года. Туда же передали производство и МАЗ-530. В сентябре 1961 года на
БелАЗе был собран первый 27-ми тонный самосвал БелАЗ-540. Впервые в Советском Союзе на нем применили гидропневматическую подвеску и
объединенную гидросистему. В 1960-е годы началось осуществление программы создания самосвалов грузоподъемностью 110 и более тонн
на основе принципиально иных конструктивных решений, к которым в первую очередь относилась электрическая трансмиссия. К концу 1980-х
годов БелАЗ стал крупнейшим в мире производителем карьерных самосвалов, выпуская ежегодно 5-5,5 тыс. таких машин. Это единственный в
мире завод, где большинство подобных автомобилей собирают на конвейере. Высшим достижением БелАЗа и одним из крупнейших в мире
дизель-электрических самосвалов стал 280-ти тонный БелАЗ-75501 полной массой 480 т, построенный в 1992 году совместно с японской
компанией Komatsu.
|