История КрАЗ началась еще в 1930-е годы, когда на Украине в Полтавской области на окраине города Кременчуг началось строительство
авиационного завода. С началом Великой Отечественной войны строительство пришлось заморозить. После освобождения города строительство
возобновилось, но профиль предприятия решено было поменять – разрушенной стране требовалось восстанавливать мосты. В 1948 году завод
начал выпускать мостовые пролетные строения. За восемь лет завод выпустил металлоконструкций для строительства более шестисот мостов
общей протяженностью в 27 километров. На производстве к середине 1950-х годов было занято более двух тысяч человек. Менялась страна,
восстанавливалось народное хозяйство, появлялись новые задачи - менялся и Кременчугский завод. В 1956-м его передали в ведение
Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовали в Кременчугский комбайновый. В Кременчуге начали
выпускать комбайны для сбора кукурузы. И хотя кукурузная эпопея длилась недолго, завод успел выпустить более 11 тысяч сельхозмашин.
Май 1958 года – поворотный момент в истории КрАЗа. Собственно с этого времени и начинается перепрофилирование завода на изготовление
тяжелых трехосных грузовиков. Правительством СССР было принято решение о переносе в Кременчуг с Ярославского Автомобильного Завода
(ЯАЗ) основного сборочного производства. Завод в Ярославле переименовали в Ярославский моторный (ЯМЗ) и сохранили на нем производство
силовых агрегатов. Первые грузовики под маркой «Днепр-222», собрали в апреле 1959-го. Это были десятитонные трехосные самосвалы с
двухтактными ярославскими моторами, созданные на базе ЯАЗ-214 и ЯАЗ-219. Правда, название автомобилей «Днепр» не прижилось, и
грузовикам, выпускаемым в Кременчуге, вскоре была присвоена принятая в советском автомобилестроении маркировка. Так появилась новая
марка грузовых автомобилей – КрАЗ. В 1960 году первые КрАЗы пошли на экспорт, в том числе в тропическом исполнении. В 1961 году за
рубеж в 26 стран отправились уже 496 машин, а в начале 1970-х годов счет пошел на тысячи.
|