Альтерна — от слова «альтернатива». В 1991 году руководство ЛиАЗ предоставило своим подразделениям самостоятельность и
образовавшиеся тогда компании получили возможность брать площади завода в аренду. Первым отделился научно-технический центр ЛиАЗа,
чьи сотрудники занимались доводкой ЛиАЗ-5256 для его запуска на конвейер. Зная ликинскиие автобусы лучше, чем кто бы то ни было,
они уже давно лелеяли мечту о создании «альтернативного» автобуса, лишённого, пожалуй, самого большого недостатка всех советских
машин — жёсткой привязанности к конкретным узлам. Так родилась фирма «Альтерна». Почти два года понадобилось «Альтерне», чтобы
обрести полную независимость. В январе 1993 года было полностью выкуплено имущество. Несмотря на то, что «Альтерна» выполняла
заказы ЛиАЗа, уже осенью 1992 года был готов первый образец городского автобуса Альтерна-4216. В январе 1993 года появилась
сочленённая Альтерна-6230, в марте — междугородный высокопаллубный лайнер Альтерна-4215, а в мае был воплощён в металле автобус для
аэропортов — Альтерна-7202. Основные принципы, заложенные в этих машинах — простота и взаимозаменяемость агрегатов, — целиком
отвечали сложившейся ситуации в России. Приобретение новых автобусов в начале 1990-х могли себе позволить лишь крупные города.
IKARUS стал дорогим удовольствием, ЛАЗ оказался за границей, а один ЛиАЗ был не в состоянии обеспечить заполнения образовавшейся
пустоты. Требовался автобус, производство которого могло быть налажено на авторемонтных, машиностроительных заводах и предприятиях
оборонного комплекса, подвергнувшихся конверсии. Итак, никаких сложных штампов, только технологически несложные операции (гибка,
резка, сварка) — плоские борта и окна, минимальный набор кузовных деталей; автобус должен проходить полный цикл сборки в пределах
одного предприятия. Автобусы «Альтерна» изначально создавались с расчётом на установку не только различных отечественных двигателей
(рассматривалась так же возможность установки дизелей Cummins и Deutz), но и других жизненно важных устройств. Документацию на
автобусы «Альтерна» приобрели заводы Энгельса, Перми, Орска, Благовещенска, Новосибирска, Рыбинска и др. ЭЗСА был первым из заводов,
наладивших выпуск «Альтерны». Потом были пермский Агрореммаш, Амурмашзавод из Благовещенска, ОЗТП «Сармат» и т.д. «Сармат» даже
провёл в 1998 году модернизацию семейства. В октябре 1995 года фирму покинул один из руководителей Владимир Жаворонков. После этого
о производстве автобусов там больше не вспоминают. Всего же за период cуществования «Альтерны» с 1991 года по 1995 год было создано
чуть более тридцати автобусов.
|