Каталог   →   ЗиЛ      
Историческая справка
ЗиЛ / ZIL
Завод имени Лихачева
Москва, Россия

2 августа 1916 года в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 года должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков Ф-15 по лицензии итальянской фирмы FIAT. Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко». Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки. Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей Ф-15, что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 году, 779 - в 1918 году и 108 автомобилей - в 1919 году. Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918 года) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника. 30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков. 1 ноября 1924 года был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, а 7 ноября десять машин приняли участие в параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения. В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО). В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы Autocar грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом. В 1931 году состоялся пуск завода после реконструкции и 1 октября этого же года заводу присвоено имя Иосифа Сталина (ЗиС). 21 августа 1933 года Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей. Наступление германских войск на Москву осенью 1941 года вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 года завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 годов ЗиС понемногу набирал обороты и с июня 1942 года с конвейера стали сходить грузовики. Эвакуированные люди и оборудование стали основой Ульяновского и Уральского (Миасского) автомобильных заводов. В 1946 году началась третья реконструкция ЗиСа. В начале 1953 года на заводе было создано специальное управление по проектированию первого китайского автозавода. Специалисты ЗиСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик. В 1954 году по настоянию маршала СССР Георгия Жукова на заводе организуется специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. В 1956 году умирает директор ЗиСа Иван Лихачев и заводу присваивается его имя - ЗиЛ. 13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов. В начале 1990-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". 23 сентября 1992 года ПО ЗИЛ было приватизировано и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗиЛ".

Модельный ряд ЗиЛ
АМО-Ф15
В разделе - 0 фото.
АМО-2/-3/-4
В разделе - 0 фото.
ЗиС-5/-6
В разделе - 0 фото.
ЗиС-15
В разделе - 0 фото.
ЗиС-150
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-164
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-130
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-Э169А
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-431410
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4331
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-170/-175
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-19.440
В разделе - 0 фото.
ЗиС-АТ
В разделе - 0 фото.
ЗиС-151
В разделе - 0 фото.
ЗиС-128
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-157
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-165
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-131
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4334
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-132
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-Э167
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-ПЭУ-1
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-5901
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4906/-4972
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-134
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-135
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-3848
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-5301
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-30.250
В разделе - 0 фото.
ЗиС-16
В разделе - 0 фото.
ЗиС-17
В разделе - 0 фото.
ЗиС-127/-129
В разделе - 0 фото.
ЗиС-154
В разделе - 0 фото.
ЗиС-155
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-158
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-159
В разделе - 0 фото.
ЗиС-101
В разделе - 0 фото.
ЗиС-110
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-111
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-111Г
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-114/-117
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4104
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4102
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-4112
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-118/-119/-3207
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-МЗ
В разделе - 0 фото.
ЗиС-112
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-112РГ
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-112-3
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-112-4
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-112-5
В разделе - 0 фото.
ЗиЛ-112С
В разделе - 0 фото.
Владимир Тюбин©2007
Хостинг от uCoz